Новости
01.05 Новости
"Минщина удивительная": Логойский район
главное
1934 дня(-ей) назад
2
4

Усадьбы Чаховичей

Шумят пихты Сигизмунда

В 35-ти километрах от райцентра, а если двигаться по трассе Минск — Мядель, то в 25-ти – от самой столицы, расположена база отдыха «Малые Бесяды», получившая название от одноименного населенного пункта.  Сегодня этот туристический объект, некогда функционировавший как пионерский лагерь, — собственность управления по образованию, спорту и туризму.  В двух благоустроенных домиках могут одновременно расположиться до 16 человек, а времяпрепровождение на базе разнообразить баней, посиделками у костра да созерцанием необычайно красивых мест. Причем большая часть этой эстетики – рукотворная, и создавалась она на протяжении нескольких столетий местными владельцами усадьбы.

По некоторым данным, в конце XVI — начале XVII вв. Малые Бесяды принадлежали помещикам Троконицким и Авлогинским. К XIX-му перешли в собственность Арамовичей. В исторических хрониках фигурирует имя Анели Арамович, получившей усадьбу в качестве приданого.  Избранником богатой наследницы стал не такой зажиточный представитель известного белорусского рода Сигизмунд Чахович-Леховицкий. О нем сохранились интересные сведения. Это был высокообразованный шляхтич, революционер и даже меценат.

Родился он в 1831 г. в имении Сурвилишки Свентянского повета Виленской губернии. Окончил Виленский дворянский институт, учился в Петербурге. Сигизмунда называют соратником Костуся Калиновского, так как он примыкал к «красному» крылу революционеров и служил в Виленском повстанческом центре. Известно также о том, что молодой Сигизмунд еще до восстания был инициатором антиправительственной демонстрации на Свентянщине. В результате получил серьезное предупреждение от царских властей. Чтобы уйти от возмездия, поменял фамилию, скрывался, но революционной деятельности не прекращал, занимаясь подготовкой восстания в Беларуси и Литве.

В июле 1863 г. Чахович был арестован и приговорен к смертной казни, однако при содействии влиятельных особ столь суровую меру заменили каторгой. 10 лет провел на Нерчинских рудниках. И поскольку при освобождении он лишился права жить в крупных населенных пунктах, дорога привела Сигизмунда в Малые Бесяды к жене Анеле. 

Известно, что супруга не разделяла позиций своего прогрессивного мужа, а потому, находясь под одной крышей, жили они порознь. После смерти Анели Сигизмунд стал полноправным хозяином усадьбы. Состояла она из большого двухэтажного дома с балконом и террасами. Центром была восьмиугольная башня, а сердцем дома – богатая библиотека.

И если от усадьбы не сохранилось даже фундамента, то парковая зона радует глаз и сегодня. Состоит она из широкой аллеи из лиственниц, сосен, дубов и пихт. Следует отметить, что именно здесь произрастает уникальный экземпляр пихты бальзамической, не имеющей аналогов в Беларуси: высота дерева превышает 27 метров.

Отлично сохранился и рукотворный водоем правильной четырехугольной формы, подпитывающийся из родников. Наслаждались обитатели и красотой лесного озера Круглик, путь к которому также усажен лиственницами. Его, по слухам, в любой сезон использовали как купальню.

Кстати, по словам местных жителей, а их здесь насчитывается не более пяти человек, одна из частей погреба, который использовался  во время существования в Малых Бесядах пионерского лагеря, — историческая. Там видны фрагменты кирпичной кладки, а также основания под бочки.

Сигизмунд Чахович был хорошо знаком с Янкой Купалой, который пользовался богатой библиотекой шляхтича. Приходил он сюда из Селища, подолгу беседовал с Чаховичем, совершал прогулки по живописным местам.

Хочу заметить, что еще одно семейство Чаховичей, возможно имеющее отношение к проживавшему на Логойщине, оставило свой след на Мядельщине. Связь между ними просматривается не только по фамилии, но и по общности политических взглядов. Пятеро представителей Чаховичей из Мядельщины принимали непосредственное участие в восстании Калиновского.

По примеру отца

В 7 километрах по шоссе, а если добираться в Трусовичи напрямик, то не более чем в трех, остались фрагменты одноименной усадьбы, которой владел сын Сигизмунда Чаховича – Витольд. В состав имения, по данным1905 года, входило около 1200 га земли, насчитывалось 23 жителя. В д. Подворяны, также находившейся в собственности наследника, проживало около 50 человек.

Как утверждает А. Федорук, автор книги «Старинные усадьбы Минского края», именно Витольд занимался строительством последнего варианта усадебного дома. Представлял он собой кирпичное оштукатуренное здание с верандой, был обрамлен живописным парком. На усадьбе имелась своя конюшня, спиртзавод, ледовня из бутового камня. И если от дома и конюшни до нашего времени сохранились лишь фундаменты, то каменный погреб не был разрушен даже во время войны. Более того, партизаны использовали его в качестве пекарни. А в одном из боев рядом с усадьбой Трусовичи погибли пограничники, над их надгробием сегодня возвышается небольшой обелиск.

Следует отметить, что в 2007 г. усадьба Трусовичи  была внесена в список историко-культурного наследия Беларуси. По заказу Логойского райисполкома данный объект не только исследован специалистами, но и составлен проект охранной зоны, включающей в себя усадебную и парковые части.

К большому сожалению, сведения о сыновьях Сигизмунда Чаховича,  в частности о Витольде, чрезвычайно скупы. Известно только то, что фундаменты его усадьбы датируются 1-й половиной XIX — началом XX вв. К этому же времени относится формирование подъездных аллей, системы прудов.

Особая ценность усадьбы Трусовичи – это парковая зона. Состояла она из отлично спланированных подъездных окружных аллей, а также из посадок, что размещались по периметру. Как и в Малых Бесядах, въезд в Трусовичи венчали лиственницы. Именно из этой аллеи открывался вид на усадебный парк.

Подъезды с других сторон также оформляли посадками. Кроме лиственниц, использовались  ясени, липы, клены и тополя. Несмотря на свой более чем вековой возраст, многие деревья отлично сохранились.

Как утверждают специалисты, усадебный парк сохранил свою историческую канву и после проведения определенных мероприятий имеет большой потенциал для восстановления. Что ж, остается только надеяться, что  со временем на исторической карте района появится еще один туристический объект, как и будут возвращены из небытия имена и сведения о тех, кто жил и творил на этой земле. 

Елена ХАРЕВИЧ.

О других достопримечательностях Логойского района читайте по ссылкам:

криничка возле Горно;

Логойская церковь и криница с купелями возле нее;

кременецкий камень-следовик.